Гуцинь – семиструнный китайский музыкальный инструмент

Нет времени читать книги по саморазвитию? Подпишись на паблик Книганыча.

В нём собраны краткие идеи из книг, интересные цитаты и много юмора. Жми!

Гуцинь ещё называют цисяньцинь (семиструнный инструмент). Он является самым древним в мире струнным щипковым музыкальным инструментом. Инструмент появился около 3 тыс. лет назад. Это подтверждается археологическими находками в гробнице Маркиза И.

В шу-цзин (древнейшая книга по китайской истории написано, что последний из «Пяти Древних Императоров» император Шунь играл на гуцине и управлял государством. То, что игру на гуцине приравняли к управлению государством, означает очень высокую ценность этого инструмента.

Устройство гуцинь

Из-за того, что место, из которого издаются звуки не склеено, а выдолблено из цельного куска дерева, инструмент обладает оригинальным тембром звучания. Эффект долгого звучания объясняется тем, что стенки гуцинь толстые и грубо обработаны.

Корпус инструмента сверху выгнутый, а снизу плоский из-за понятий о мире древних китайцев – небо круглое, а земля квадратная. Гуцинь имеет 13 ладов, которые означают 13 (12 и один особый, «добавочный») месяцев.

На корпусе инструмента имеется струнодержатель, который называется юэшань. На обратной стороне гуцини располагаются две звуковые пазы. Большой паз называется водоёмом дракона, а маленький – прудом феникса. В китайской мифологии дракон и феникс символизируют всё живое на земле. Поэтому гуцинь считается живым инструментом, который имеет душу.

История

В древние времена на гуцине играли, как правило, на природе – у водоёмов, в лесу, горах и т. д. В некоторых случаях сцену для игры устанавливали в собственном дворе.

Из-за изысканного вида гуцинь, до окончания династии Цинь (221 – 206 гг. до н. э.) считался инструментом для высших слоёв общества, затем на нём играли образованные люди. Очень редко инструмент использовался для широкой публики. В последнюю тысячу лет гуцинь стал активно использоваться в жизни простого народа.

Одним из учителей игры на гуцине был древний китайский философ и мыслитель Конфуций. Он утверждал, что только учить исполнять мелодии недостаточно – необходимо познать смысл, человека, души и т. д. Нужно научиться общаться при помощи музыки с другими людьми. До окончания династий Тан (618 – 907 гг.) учителя придерживались устного метода обучения. Как только стали использоваться другие методы обучения, традиционные произведения были сильно изменены, а некоторые вовсе потерялись.

Примерно в 9-10 веках н. э. появились нотные записи гуцини, которые позволили музыкальной истории Китая войти в новый период и оказали сильное влияние на распространение музыки, исполняемой на этом инструменте.

Сначала для записи нот использовались иероглифы, но из-за многословности это было неудобно для распространения. В период поздней Тан (618 – 907 гг.) стали использовать метод сокращения черт в иероглифах. В настоящее время используется пятилинейный нотный стан, поэтому мало кто может разобрать те упрощённые записи.

Дошедшие до наших времён нотные записи отпечатаны, как правило, во времена династий Мин (1368 – 1644 гг.) и Цин (1644 – 1911 гг.). В те времена, под влиянием западной культуры, печатная продукция достигла сильного роста распространения, соответственно, ноты, для игры на гуцине издавались неплохими тиражами. На тот период пришёлся рост популярности игры на гуцине и стали появляться новые стили.

Видео игры на гуцинь

Гуцинь в оркестре:


Гуцинь в русской музыке:

Вливайтесь в общение

1 комментарий

  1. На самой первой фотографии, а также на видео с оркестром — гучжэн, а не гуцинь.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *